top of page

Васильев Сергей Николаевич

Обновлено: 12 янв. 2022 г.

Мой дедушка Сергей Николаевич Васильев родился 31 мая 1907 года - это точно, а вот где именно - я точно не знаю. Знаю, что его родичи жили на железнодорожной станции Минутка где-то под Харьковом, но точно ли это было место его рождения - так и не выяснила при жизни старших родственников.


Семья их была немаленькой, его отец, как я помню из рассказов бабушки, работал каким-то железнодорожным служителем. Может быть, даже и машинистом паровоза.


В возрасте 11 лет, уж не ведомо мне по какой оплошности и при каких обстоятельствах, дедушка попал под поезд и остался без одной ноги чуть ниже колена.

Эта травма не помешала ему поступить учиться в МХТИ - думаю, где-то в 1930 или 1932 году. Там он познакомился со своей уже второй к тому времени женой Ксенией Сергеевной Андреевой. А как звали его первую жену и был ли с ней оформлен вообще какой-то официальный брак, история умалчивает. Факт тот, что у него на момент знакомства с бабушкой уже была жившая с матерью дочь Лариса, с которой он не терял связи.


Когда они с бабушкой Ксаной решили пожениться, как она мне рассказывала, то просто пришли вдвоём "в контору" и попросили их записать супругами. На вопрос регистратора брака, какую бабушка хочет иметь фамилию, она, совсем не подумавши, ответила - Андреева. О чём сильно жалела впоследствии - потому что дети носили фамилию отца, а она - нет.

Там в Московском химико-технологическом институте бабушка выучилась на технолога по огнеупорным материалам - это точно. Дедушка, скорее всего - тоже.


Как я понимаю, защитив дипломы металлургов, они получили при распределении назначение на Урал и переехали в посёлок Сухой Лог Свердловской тогда области РСФСР где-то в 1938 году - не позже.


Сухой Лог - место рождения детей


Сухоложский огнеупорный завод накануне II Мировой войны как раз набирал производственные мощности и молодым специалистам-огнеупорщикам там наверняка нашлась работа по специальности.

8 июня 1939 года родилась там у Сергея и Ксаночки дочь Людмила.

А через два года - 19 июня 1941 года мой отец Виталий.


Дедушка очень сильно хотел иметь сына. И от бабушки Ксаны он постарался некоторое время после рождения Виталия скрывать информацию о том, что война 22 июня с Гитлером началась...

Вот как о родителях вспоминает в своих мемуарах тётя Мила:
Родители были настолько с нами, что они не замечались и единственное чувство к ним был страх, что их может не быть.

После окончания войны семья Васильевых жила некоторое время в Подмосковье.


Тётя Мила вспоминала из дошкольных лет:
Помню Подмосковье, маленький завод, где мои отец и мать работают инженерами, два пятиэтажных дома и напротив окон глубокий пруд, откуда для Москвы вырезают лёд и куда я провалилась зимой, думая, что лёд крепкий, а мой кругленький лобастый младший брат бегал рядом и совал мне руку со словами «давай я тебе помогу».
Помню зимнюю Москву: пустую, тревожную и военного в трамвае, который подарил мне яблоко. Оно было неправдоподобно красное, с толстой кожицей и чудным запахом. Из-за этого съесть его было невозможно, я держала его под шубкой всю дорогу, время от времени вынимала, чтобы полюбоваться и подышать его запахом.

Как я понимаю, из-за голода и послевоенной разрухи старшей дочери Сергея Ларисе жилось с матерью совсем плохо. Она была на 10 лет старше своего младшего сводного братца Виталия, значит, годом её рождения был 1931 и в 1945 году ей исполнялось 14 лет.


С этого времени дедушка Серёжа (наверняка гораздо лучше обеспеченный, чем её одинокая мать), забрал Ларочку жить к себе, и бабушка Ксана в её лице получила хорошую помощницу в воспитании малышей.

Возможно, что там в Подмосковье Лара (так её звали домашние) уже жила с ними, но точно этого утверждать я не могу.

Вскорости молодых инженеров-огнеупорщиков и конечно же коммунистов (при желании сделать любую карьеру в СССР членом КПСС нужно было становиться безоговорочно) отправили на работу

  • в Днепродзержинск Днепропетровской тогда области УССР,

  • затем ненадолго в Днепропетровск

  • и в итоге где-то к концу 40-х годов они прочно до конца жизни обосновались в #Запорожье

Тёти Милины воспоминания: Помню зимнюю дорогу на лошадях, пахнущую конским навозом, сеном и снегом, и какому русскому не мил этот запах!
Жить становилось всё труднее и родители наши, всегда лёгкие на подъём, несмотря на болезнь отца, двинули на юг, в Днепродзержинск, к большой реке #Днепр и к большим заводам.
  • Чем объяснить, что родители так часто меняли житьё?

  • Что они искали?

  • От чего бежали и почему, в конце концов, остановились на Запорожье?

Разные были причины, трудное время было, и всё равно ответ могли дать только они.
 

Продолжение истории жизни Сергея Николаевича Васильева читайте в посте Дедушка Серёжа и маленькая Леночка

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page