top of page

Софья Сахновна Немзер/Николаевская

Обновлено: 11 февр. 2022 г.

Софья родилась в еврейской семье Сахно и Мэрим-Сорэ Немзеров в хасидском местечке Гадяч Полтавской губернии Российской империи 06 августа 1901 года / 21 ава - и была самой младшей из 4 сестёр и ровесницей XX века.


София Немзер, Полтава, 1919 год, 18 лет

В конце 20-х годов Соня вышла замуж за полтавского еврея Николаевского - бедняка-шорника, которого звали по еврейскому имени Зельманом, в его польском варианте Зиновием, а в домашнем - Зямой.


Эти три имени стали разными отчествами трёх детей Сони и Зямы -

  • дочери, родившейся в местечке Медвежье Талалаевского района Сумской области 04 мая 1921 года Марии Зиновьевны (Муры, моей бабушки),

  • родившегося 04 августа 1925 года сына Авраама (Саши) Зельмановича,

  • родившейся в Магнитогорске Челябинской области 24 января 1944 года дочери Тамары (Томы) Зямовны.

С приходом революции и установлением в Украине Советской власти все пятеро детей Немзеров во главе со старшим братом Израилем Сахновичем, имевшим ещё со времён его подпольной большевистской деятельности и парижской полит-эмиграции псевдоним Самсон, получили новые профессии и новые открывавшиеся перед ними в связи с высокими постами Самсона возможности.

В 1932 году Соня с детьми-подростками Марией и Авраамом переехала в Запорожье, где тогда возводилась плотина будущей Днепровской ГЭС, и где муж её Зяма стал работать токарем на заводе "Запорожсталь", а она сама - на чулочной фабрике.


Как мне стало известно из полученной мною архивной выписки Красного Креста об эвакуированных во время II Мировой войны из Запорожья гражданах, адресом довоенного проживания семьи Николаевских был 10 посёлок дом 3 квартира 2.
В Магнитогорске, куда была эвакуирована "Запорожсталь" со всеми её работниками, Соня и Зяма вместе с Сашей проживали по адресу станция Туково, улица Кооперативная, дом 6, квартира 9.

На этой архивной фотографии времён военной Магнитки вполне мог быть среди улыбающихся на камеру полуголодных работавших наравне со взрослыми подростков 17-18-летний тогда Саша Николаевский.

В каком-то из цехов он работал подсобным рабочим - подносил снаряды, возможно что и работавшему у станка отцу-токарю.
  • Дата эвакуации семьи Софьи и Зямы из Запорожья - 03 октября 1941 года.

  • Дата составления учётной карточки Красного Креста 22 апреля 1942 года.

Там же в эвакуации, в Магнитогорске родилась нежданно-негаданно в начале 1944 года у Сони и Зямы младшая дочь Тамара. На вопрос к гинекологу - а не климакс ли у неё в 43 года начался? - Соня получила со смешком ответ: "Ваш климакс шевелится! Поздравляю!"

Моя прабабушка Соня со своими внуками, детьми её сына Авраама/Александра Зельмановича Лёвой и Александрой Николаевскими. Думаю, что сын Авраам их сам и фотографировал тогда в Вильнюсе, где они родились в послевоенной Литве.

По воспоминаниям Тамары: мама работала на чулочной фабрике, но где? По возвращению в Запорожье она нигде не работала, так как мы с Катей [дочерью Муры, внучкой, моей мамой] были совсем малые, а Мария работала с утра до ночи в роддоме.
Мама стирала халаты продавцам в магазинах. Баба Соня ходила белила людям, Рахиле помогала, ведь они [старшая сестра с мужем Михаилом Раввичем] жили в собственном доме в районе Грязнова. А они давали нам еду.

По рассказам моей мамы Кати бабушка Соня халаты те магазинские вываривала, отбеливала с добавлением в кипячение столярного клея, подсинивала синькой, накрахмаливала, выглаживала до хруста. И мама моя по молодости точно так же всё постельное обрабатывала - выкручивая руками после каждого этапа всю порцию. Это была очень физически трудоёмкая работа!


С мужем Зямой Соня после рождения Тамары развелась по причине его супружеских измен. И жили они все до взросления Кати и Тамары в большой комнате сталинской коммуналки в "доме водников" на последнем 5 этаже дома 189 по проспекту тогда Ленина, сейчас Соборному - рядом с тогдашним Горсоветом и тридцатой школой, в которой учились в 40-50-х годах мама Катя с Томой, а с 1975 по 1978 год я сама.


Я из малолетнего своего детства помню эту комнату с балконом и шикарнейшим видом с него на проспект Ленина, на площадь и памятник Ленину (нынче снесенный) и плотину ДнепроГЭСа.

На верхней фотографии семья Авраама и молоденькая Тамара примерно в 1960 году.
На нижней фотографии - бабушка Соня с маленьким Витей Перелыгиным, сыном Тамары в 1970 году.
Мне в 1970 году было 7 лет, бабушке Соне - почти 70 лет. В моих детских глазах она казалась невероятно старенькой - очень-преочень "древней"!

В 2000-м году мы возили мою маму Катю, Сонину внучку, в Днепр для беседы с консулом государства Израиль. И там у неё спросили - помнит ли она что-то из бабушкиной речи на идиш? Мама ничего не помнила, даже как ругалась бабушка Соня - забыла. Потом ей Тома, Сонина младшая дочь, жившая с ней всю жизнь до самого ухода, напомнила - Азохенвей! Любимое словечко всех евреев было и бабы Сони нашей - любимым!

Весной 1984 года мне посчастливилось отдыхать по студенческой путёвке в Сочи (с неврологическими проблемами моей левой руки). И я оттуда прислала бабушке Соне и Томе поздравительную открытку с 8 марта. По словам Тамары, бабушка её прочитала на праздник, порадовавшись за меня.

А 9 марта 1984 года 5 адара-2 на следующий день её не стало...


Так выглядел первоначальный памятник на могиле Софьи Сахновны на Первомайском (Южном) кладбище Запорожья.


А ниже - фотография её обновлённого уже в XXI веке усилиями дочери Тамары памятника.



Моя дорогая, родная, пережившая смерть дочери Муры прабабушка Соня, Царство Небесное вам обеим!
 

7 мая 2008 года на Первомайском кладбище


Я плачу почему-то от ЛЮБВИ.

И слёзы эти – как горячие объятья.

Хочу ОБНЯТЬ ВАС, родичи мои:

Деды и бабки, дети, сёстры, братья!


Где-то в глубинах естества

Пускают КОРНИ Древо Жизни

И семена далёкого родства,

И память сердца о Моей Святой Отчизне.


Слезой непроизвольной вытекает Счастия избыток

От возвращенья в Рай изгнанников святых.

И воскрешает тело животворнейший напиток

Ручьёв и Родников, и наших Рек РОДных...


Вживую одухотворяется Планета,

Танцующая джигу среди Звёзд.

И МЫ всё ждём с Тобой открытого ответа,

Неужто нужен был Земле тот гитлеровский ХОЛОКОСТ?


Что дали человечеству еврейские пророки?

Чему учили его НАШИ мудрецы?

Излечены ли ТОРОЮ духовные пороки?

МЫ спрашиваем ВАС, наши воскресшие ОТЦЫ!


Долго я могилу в зарослях сирени не могла найти,

грязь после дождя ночного к туфлям приставала.

Кошечка молоденькая чёрная пугливо пробегала...

Вдруг порывом резким ветра вздрогнули весенние листы:


- КОТЯ! Котенька! Катюленька! Маруся! Мура! Соня!

МАМЫ!!! Где ВЫ? Рядом были?

Я БЛАГОДАРЮ за этот дивный ЗНАК.

ВЫ меня легко и нежно пригласили




Недавние посты

Смотреть все
bottom of page